Официальные извинения    8   10118  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    132   22997  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    710   65519 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ Итоги электорального цикла

После «золотого десятилетия» 2003 – 2013 гг., характеризовавшегося благоприятной экономической конъюнктурой и относительной политической стабильностью, Латинская Америка вновь вступила в зону турбулентности и неопределенности. В большинстве стран по итогам электорального цикла 2014 – 2018 гг. левоцентристские партии и лидеры проиграли президентские и парламентские выборы. Наметившаяся ранее эволюция левых и правых в сторону центра затормозилась, а на фоне «правого дрейфа» резко усилилась поляризация политических сил как на национальном уровне, так и в региональном масштабе.

Центристы и правоцентристы сохранили или укрепили свои позиции уже в начале электорального цикла: в Панаме в 2014 г. победил  кандидат Панамистской партии (ПАН) Хуан Карлос Варела; в Гватемале главой государства в 2015 г. избран Джимми Моралес, руководитель консервативного Фронта за национальную конвергенцию (ФКН), созданного отставными  военными; в Венесуэле по итогам парламентских выборов 2015 г. оппозиционный Круглый стол демократического единства (МУД) получил две трети мест в Национальной ассамблее; в Аргентине в 2015 г. пришел к власти лидер консервативного Республиканского предложения (ПРО) Маурисио Макри, а в 2017-м его партия заметно укрепила свои позиции на промежуточных парламентских выборах.

В 2016 г. в Доминиканской Республике переизбран лидер центристской Партии доминиканского освобождения (ПЛД) Данило Медина; в Перу в 2016-м борьба за президентский пост развернулась между кандидатами правых, c минимальным перевесом победил основатель партии «Перуанцы за изменения» (ППК) Педро Пабло Кучинский, правые доминируют и в Конгрессе республики (после отставки главы государства в марте 2018 г. его пост занял первый вице-президент Мартин Вискарра).  В 2017 г. в Гондурасе по официальным данным, оспариваемым оппозицией,  переизбран кандидат правящей Национальной партии (ПНГ) Хуан Орландо Эрнандес [6. С. 6-7]. На парламентских выборах в Сальвадоре в марте 2018 г. крайне правый Национальный республиканский альянс (АРЕНА) значительно опередил пропрезидентский Фронт национального освобождения им. Ф. Марти и вместе с консервативными союзниками из других партий получил устойчивое большинство в Законодательной ассамблее [60].

В общую картину вписывается смена власти в Эквадоре, президент которого Ленин Морено, занявший свой пост в мае 2017 г., отошел от принципов «гражданской революции», установил диалог с диссидентами из правящего блока, завершившийся его расколом, и правой оппозицией, а также инициировал антикоррупционные процессы против вице-президента Хорхе Гласа и своего предшественника Рафаэля Корреа [12]. Состоявшийся в феврале 2018 г. всенародный референдум исключил возможность переизбрания главы государства неограниченное число раз [6. C.23]. Ранее, в феврале 2016 г., аналогичное решение было принято и на референдуме в Боливии, но президент Эво Моралес, опираясь на решение Конституционного суда, заявил о своем участии в президентских выборах 2019 г., что обострило противостояние между его противниками и сторонниками [44].

                                                 *   *   *

Наиболее значимые события имели место в конце 2017-го и в 2018 г. В Чили накануне всеобщих выборов 2017 г. в результате отмены биноминальной системы и перехода к пропорциональному представительству распалось правящее левоцентристское «Новое большинство», которое после вступления компартии и других левых организаций и обострения разногласий между социалистами и христианскими демократами не смогло выработать общей платформы. Социалистическая партия, продолжающая эволюционировать в сторону умеренной европейской социал-демократии, создала коалицию «Сила большинства» (ФМ) в которую вошли Социал-демократическая радикальная партия (ПРСД), Партия за демократию, а также твердо стоящие на левых позициях коммунисты. Кандидатом блока  стал известный телеведущий и сенатор Алехандро Гильер, представитель радикалов, зарегистрированный как  независимый политик. Программа левоцентристов в общих чертах сохраняла преемственность курса Мишель Бачелет (2014 – 2018) [51; 2].

В состав созданного христианскими демократами Демократической конвергенции (КД) вошли также Гражданская левая (умеренная партия, основанная левыми христианами и их сторонниками) и Широкое социальное движение, отколовшееся в свое время от Социалистической партии. Кандидатом от этой коалиции была выдвинута христианский демократ Каролина Гоич, в прошлом социальный работник и сенатор [46].

Основу правоцентристской коалиции «Чили, вперед» составили либерально-консервативная партия «Национальное обновление» (РН),, выступающая в защиту западной демократии и республиканской традиции от тоталитаризма, а в области экономики – за приоритет частного сектора при второстепенной роли государства и за неукоснительное соблюдение прав и обязанностей граждан. В коалицию вошли также Консервативный Независимый демократический союз, сохраняющий генетическую связь с военным режимом и правым крылом католической церкви, и менее влиятельные Независимая партия регионов (ПРИ) и «Политическая эволюция» (Эвополи). [56; 61]. Кандидатом правоцентристов стал экс-президент, миллиардер Себастьян Пиньера (2010 – 2014).

Политическую нишу слева от «Силы большинства» занял Широкий фронт в составе «Демократической революции», созданной организаторами студенческих протестов в январе 2017 г. и выступающей за демократический социализм и партисипативную демократию; Гуманистической партии, а также широкого конгломерата различных левых организаций и социальных движений. Кандидатом в президенты от фронта была выдвинута известная журналистка Беатрис Санчес [33]. Левый спектр представлял также  Марко Энрикес-Оминами, кандидат от Прогрессивной партии, созданной на базе левого крыла социалистов, а крайне правое консервативное течение – Хосе Антонио Каст, поддержанный евангелистской партией «Единые в вере», выступающий в защиту диктатуры А. Пиночета.

В первом туре выборов (19 ноября 2017 г.) лидировал С. Пиньера (36,64%), его основной соперник А. Гильер набрал 22,7% голосов. На третьем месте с небольшим отрывом оказалась Б. Санчес (20,27%), на четвертом – Х. A. Каст (7,93%). К. Гоич  набрала только 5,88%, ей уступил М. Энрикес-Оминами (5,71%). Во втором туре 17 декабря 2017 г. с заметным отрывом победил С. Пиньера, набравший 54,57% голосов [58]. 

На парламентских выборах в обеих палатах с существенным отрывом лидировала коалиция «Чили, вперед» (72 из 155 депутатов и 19 из 43 сенаторов), за ней следует «Сила большинства» (43 и 15), на третьем месте – Широкий фронт (20 и 1) и на четвертом – бывшие союзники левоцентристов из «Демократической конвергенции» (14 и 6) [15]. С учетом идеологической близости родственных партий и традиционных межличностных отношений глава государства всегда сможет добиться абсолютного большинства.

«Дорожная карта» С. Пиньеры нацелена на удвоение темпов экономического роста и повышение уровня жизни, при этом приоритетна первая задача. Для этого президент намерен модернизировать инфраструктуру, увеличить бюджетные расходы на цели развития и сбалансировать бюджет. Во внешней политике, как и прежде, Чили стремится интегрироваться в глобальную экономику на основе договоров о свободной торговле с максимальным числом стран и проводить многовекторную и прагматичную политику [52; 2; 7].

Смена  политической власти в Чили вызвана внутренними противоречиями левоцентристской коалиции, не оправдавшимися социальными ожиданиями населения и коррупционными скандалами. Правые же проявили сплоченность и смогли привлечь на свою сторону не только колеблющийся электорат, но и часть бывших сторонников левоцентристского блока. Приход к власти правых не означает полного возврата к неолиберальной модели, руководство страны признает необходимость социальной защиты, которая, однако, будет носить более адресный характер. Относительный электоральный успех Широкого фронта свидетельствуют о недовольстве значительной части общества; будущее этой коалиции пока неясно, но она уже превращается в важную группу давления на правительство.

                                             *   *   *

В Колумбии представитель правоцентристской Социальной партии национального единства (ПСУН) Хуан Мануэль Сантос (2010 – 2018) оставил своему преемнику стабильную экономику. В 2018 г. по объему ВВП Колумбия занимала четвертое место в регионе после Бразилии, Мексики и Аргентины, экономический рост составил 2,8% при инфляции 3,2%, а официальный уровень безработицы – 9,5% [34; 29].

Основным политическим итогом правления Х. М. Сантоса, получившего Нобелевскую премию мира, стало завершение длившегося более полувека внутреннего вооруженного конфликта и подписание мирного соглашения с леворадикальными Революционными вооруженными силами Колумбии (ФАРК), которые трансформировались в легальную Всеобщую революционную альтернативную силу (ФАРК). Тем не менее, всенародный референдум в октябре 2016 г. отразил поляризацию политических элит и общества в целом: сторонники мирного договора набрали лишь 49,76% голосов, низким оказался и уровень участия (37,4%) [49]. Значительная часть населения считала ФАРК террористической организацией и протестовала против предусмотренного договором представительства партизан в парламенте.

Поэтому на парламентских выборах в марте 2018 г. представительство президентской Социальной партии национального единства снизилось с 37 до 25 мест в нижней и с 21 до 14 в верхней палате. Входившая ранее в правительственную коалицию Колумбийская либеральная партия сохранила относительное большинство в нижней (35 из 171 места) и заметное присутствие в верхней палате (14 из 107 мест). Фракция созданной  на основе правого крыла либералов «Радикальной перемены» возросла с 16 до 30 депутатов и с 9 до 19 сенаторов. Самых заметных успехов добилась правая оппозиция, сторонница пересмотра мирных соглашений, в первую очередь, «Демократический центр» (СД), увеличивший свое представительство в Палате представителей с 19 до 32 мест, но потерявший один пост сенатора (20 и 19 сенаторов). Сильные позиции сохранила и его союзница Колумбийская консервативная партия, несмотря на сокращение числа депутатов и сенаторов (соответственно с 27 до 21 и с 18 до 15). В сумме правые партии (как сторонники, так и противники мирного соглашения) преобладают в обеих палатах Конгресса. Позиции левоцентристских сил слабы: Зеленый альянс получил 10 сенаторов и 9 депутатов, Альтернативный демократический полюс – 2 и 5 и коалиция «Достоинство»– 4 и 2.  Несмотря на минимальную поддержку электората (0,31% на выборах в Сенат и 0,21% в Палату депутатов, ФАРК заняла по пять мест в каждой из палат [55].

В первом туре президентских выборов 27 мая 2018 г. был представлен практически весь политический спектр. По итогам голосования кандидат СД Иван Дуке при поддержке других правых партий набрал 39,14%. На втором месте с 25,08% оказался Густаво Петро, в прошлом участник демобилизовавшегося партизанского Движения 19 апреля (М-19), в поддержку которого выступили как левоцентристы, («Гуманная Колумбия», «Достойные»), так и левые (Патриотический союз и компартия).  Левый центр представлял также бывший мэр г. Медельина Серхио Фахардо из движения «Гражданский компромисс», Зеленый альянс и коалицию Альтернативный демократический полюс (ПДА) (23,73%). За единого кандидата правящей ПСУН и КР, вице-президента уходящего правительства Хермана Варгаса Льераса, проголосовали 7,28%, а либерал Умберто де ла Калье, возглавлявший правительственную делегацию на переговорах с ФАРК, получил только 2,06% [21].

Между двумя турами голосования политическая борьба обострилась до предела; никогда в современной Колумбии левые не были так близки к победе. Во время избирательной кампании И. Дуке обещал сохранить преемственность неолиберальной модели развития и внешней политики, но собирался пересмотреть условия мирного соглашения с партизанами. Среди социальных приоритетов фигурировали укрепление законности, борьба с наркотрафиком и укрепление безопасности, ликвидация нищеты, уменьшение социальной поляризации и рост численности средних слоев [27].

Во втором туре 17 июня 2018 г. правый  политик значительно опередил своего соперника (53,98 против 41,81% голосов) [21].

Под давлением международного сообщества и внутренней оппозиции новый президент занял более осторожную позицию относительно  мирного соглашения, хотя и не отказывается от попытки ужесточить наказание виновных в терактах и нарушениях прав человека. Правительство в целом выполняет свои финансовые обязательства по интеграции бывших партизан в мирную жизнь, но не проводит предусмотренных структурных реформ. В отдаленных районах, контролировавшихся  ранее ФАРК, отсутствует какая-либо инфраструктура, которая позволила бы крестьянам отказаться от выращивания наркосодержащих культур и получать легальные доходы.

 Особую обеспокоенность у демобилизовавшихся партизан вызывает намерение экстрадировать в США боевых командиров, обвиняемых в наркотрафике, что может возобновить конфликт. По данным ФАРК,  правительство уклоняется от наказания представителей силовых структур, виновных в нарушениях прав человека: после разоружения были убиты 80 партизан, общее число погибших превышает 270 человек [39]. В результате часть боевиков возобновила вооруженные действия, создав т.н. диссидентские группировки, не подчиняющиеся руководству ФАРК.

 Вопреки ожиданиям, подписание мирного договора не ослабило проблемы наркотрафика. Дополнительные социально-экономические проблемы создают венесуэльские беженцы, число которых, по официальным данным, уже превысило миллион [40]. Попытка найти дополнительные средства на социальные расходы, в том числе и на интеграцию бывших партизан в гражданскую жизнь за счет увеличения НДС, вызвала недовольство населения и не нашла поддержки в Конгрессе. Систематическое недофинансирование высшего образования стало поводом для всеобщей забастовки государственных университетов (октябрь – декабрь 2018 г.), которую поддержали оппозиционные политики и профсоюзы [38]. Пока неясно, справится ли президент со стоящими перед страной вызовами.

                                                   *   *   *

В Парагвае после военно-полицейской диктатуры Альфредо Стресснера (1954 – 1989) сложилась двухпартийная система в составе традиционных консервативной Национальной республиканской ассоциации – Партии Колорадо (АНР-ПК) и Подлинной либерально-радикальной партии (ПЛРА). Исполнительную власть, за исключением 2008 – 2013 гг., возглавляют представители АНР-ПК, сросшейся с госаппаратом во время диктатуры, а затем адаптировавшейся к новым условиям [9. С. 17-174]. Обе партии неоднородны, в них идет острая фракционная борьба за выдвижение единого кандидата, которая затем обычно прекращается.

Завершившийся президентский мандат проходил на фоне стабильной ситуации, темпы роста ВВП были выше средних по региону (8,4% в 2013 г., 4,9% в 2014, 3,1% в 2015, 4,3% в 2016 и 4,8% в 2017 г.) при низкой инфляции (3,1% в 2015 г., 4,15 в 2016 и 3,6 в 2017 г.) [34]. Приоритетной оставалась борьба с бедностью и нищетой, включая расширение доступа к социальным услугам для наиболее уязвимых слоев, строительство социального жилья. В то же время социальная поляризация была почти неизменной. Дестабилизирующими факторами внутренней политики оставались коррупция, контрабанда и трансграничная оргпреступность. Основной причиной политической нестабильности стали попытки реформирования конституции, которое позволило бы  переизбрание президента на второй срок. В результате массовых акций протеста, сопровождавшихся поджогом Национального конгресса, гибелью одного и ранением 30 человек, эта поправка была отозвана [8. С. 35, 40, 41].

  На президентских выборах 22 апреля 2018 г. борьба развернулась между консерватором Марио Абдо Бенитесом и либералом Эфраином Алегре Сасаином, которого поддержали другие оппозиционные партии, создавшие Большой обновленный национальный альянс (ГАНАР). Приоритеты основных кандидатов в целом совпадали и включали, наряду с повышением эффективности экономики, улучшение здравоохранения и образования, создание новых рабочих мест, реформирование системы правосудия и укрепление безопасности.

В условиях противостояния консервативных и либеральных ценностей с минимальным отрывом победил М. Абдо Бенитес, набравший 46,42%, Э. Алегре получил 42,74%, на третьем месте оказался представитель Парагвайской зеленой партии Хуан Баутиста Ибаньес с 3,24% голосов, электорат каждого из оставшихся семи кандидатов не достигает и 1%. По итогам парламентских выборов консерваторы получили 42 из 80 мест в Палате представителей и 17 из 45 в Сенате, либералы – соответственно 30 и 13 мест. По нескольку мест досталось мелким партиям. Во всеобщих выборах приняли участие 61,4% избирателей [59].

         Для выполнения предвыборной программы М. Абдо необходимо преодолеть раскола собственной партии и укрепить госинституты. Во внешней политике президент намерен поддерживать взаимовыгодные отношения как с США, так и с Россией; в отличие от абсолютного большинства латиноамериканских государств Парагвай развивает отношения с Тайванем, а не с КНР.

                                                      *   *   *

Всеобщие выборы в Бразилии (7 и 28 октября 2018 г.) проходили в контексте многочисленных коррупционных скандалов, затронувших всю политическую элиту. Они нанесли непоправимый ущерб находившейся у власти с 2003 по 2016 г. Партии трудящихся (ПТ) и заставили электорат забыть о популярных социальных программах. Коррупционные скандалы косвенно коснулись и президента Дилмы Руссефф (2011 – 2016), хотя  формально она была отстранена от власти по  обвинению в нарушениях финансовой дисциплины при распределении бюджетных средств и госзаказов [4. С.181-182]. Непосредственно на расстановке политических сил отразилось тюремное заключение в апреле 2018 г. экс-президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы (2003 – 2010), самого популярного кандидата на пост главы государства. Он обвинялся в участии в коррупционных схемах, предусматривавших предоставление подрядов строительным компаниям в обмен на финансирование ПТ, и в получении в качестве взятки апартаментов в прибрежном жилом комплексе [54].  (Сторонники Лулы, вынужденного снять свою кандидатуру, считают решение суда политическим заказом).

В первом туре выборов приняли участие 14 претендентов на пост главы государства, но политический центр оказался размытым, а основная борьба происходила между сторонниками полярных взглядов. На первом месте с большим отрывом оказался ультраправый популист Жаир Болсонару (46,03%), на втором – Фернанду Аддад, кандидат ПТ, выступившей совместно с Коммунистической партией Бразилии (29,28%). Далее следовали Сиру Гомис от Демократической трабальистской партии (ПДТ), входящей в Социалистический интернационал (12,47%), представитель центристской Партии бразильской социал-демократии (ПСДБ), поддержанный умеренными правоцентристами Жералду Алкмин (4,76%) и кандидат либеральной Новой партии Жуан Амоэду (2,5%). Электорат каждого из остальных кандидатов колебался вокруг 1%. Во втором туре Ф. Аддаду, дистанцировавшемуся от Лулы да Силвы,  удалось привлечь на свою сторону часть умеренного электората, но этого оказалось недостаточно: за Ж. Болсонару проголосовали 55,13, а за Ф. Аддада – 44,87% избирателей [57].

Политическим парадоксом современной Бразилии стал взлет Ж. Болсонару, сменившего семь правых партий, лишь в январе 2018 г. вступившего в малоизвестную Социально-либеральную партию (ПСЛ), отставного десантника и артиллериста, депутата последних семи созывов, католика, повторно крещенного пастором-евангелистом в р. Иордан. Электоральный успех этого политика обеспечили не столько политические партии правого спектра, сколько лоббирование т.н. BBB (португ. boi, bala, biblia, т.е. вол, пуля и библия) – интересов крупных землевладельцев, военно-промышленного комплекса и евангелистских церквей и сект, в первую очередь, неопятидесятнической Ассамблеи Бога.

В программе Ж. Болсонару преобладают неолиберальные рецепты, в первую очередь защита свободного рынка, приватизация, привлечение иностранных инвестиций, сокращение госрасходов и бюрократического аппарата, а также ограничение социальных прав для повышения занятости. Об этом свидетельствует и привлечение «чикагских парней» на ключевые должности в правительстве. Президент неоднократно выступал с апологией военно-диктаторских режимов и оправданием репрессий, резкой критике подвергались все левые политики, партии и режимы. Важное место в его дискурсе занимает борьба с  оргпреступностью и коррупцией, включая восстановление смертной казни и разрешения на свободное владение оружием. Многие  заявления политика включали расистские, сексистские и гомофобные лозунги, а лозунг «Бразилия и Бог превыше всего» предполагает отказ от секуляризации и светского государства [47; 10. С.22-36].

Ф. Аддад, профессор политологии и права, в прошлом министр образования и мэр Сан-Паулу, с опозданием включившийся в избирательную гонку, пользовался поддержкой интеллектуальной и культурной элиты, образованного среднего класса в целом и жителей наиболее бедных штатов Северо-Востока. В программе кандидата-социалиста ключевое внимание уделялось возобновлению госрегулирования экономики, активному использованию альтернативных источников энергии, и возобновлению социальной политики правительств ПТ, защите демократии и обеспечения основных прав человека, либерализации пенитенциарной системы, изменению тактики борьбы с наркотрафиком. Основные направления внешней политики связаны с повышением роли Бразилии в регионе, расширением сотрудничества по линии Юг-Юг и в рамках БРИКС, повышением роли страны в ООН и в международной системе по защите прав человека [50].

Большинство бразильцев предпочло ультраправого популиста, предлагающего простые решения. Этому способствовали затянувшаяся стагнация экономики, коррупционные скандалы, окончательно подорвавшие престиж ПТ, обострение криминальной ситуации и усиление социальной анархии, угрожающей личной безопасности граждан, фрагментация левого политического спектра, отсутствие (за исключением Лулы) харизматического политического лидера. Среди консервативных слоев общества нашла отклик демонизация левых, апелляция к традиционным и религиозным ценностям, использование катастрофической ситуации в Венесуэле и миграционное давление венесуэльцев в пограничных штатах. Сказалось и ранение Ж. Болсонару бывшим членом леворадикальной партии «Социализм и свобода». Не последнюю роль сыграл и внешний фактор, умелое использование соцсетей и нейролингвистических технологий.

Крайняя атомизация и поляризация партийно-политической структуры Бразилии отразилась и на составе Национального конгресса состава 2019 – 2022 гг., в котором представлены 30 партий. В Палате депутатов фракция ПТ получила 56 из 513 мандатов (в предыдущем составе – 69). Феноменального успеха добилась Социально-либеральная партия, занявшая 52 места (ранее – только одно). Максимальные потери (с 66 до 34 депутатов)  понесло Бразильское демократическое движение (МДБ) президента Мишела Темера (2016 – 2018), вышедшее из правительственной коалиции с ПТ и ставшее правящей партией после импичмента Д. Руссефф. С 54 до 29 депутатов сократилось представительство ПСДБ), претендовавшей в 2014 г. на роль основной системообразующей партии и на пост главы государства.

Заметно увеличили или сохранили представительство правые Бразильская республиканская партия (30 и 21 депутат), «Демократы» (ДЕМ) (21 и 29), Прогрессивная партия (37 и 38) и Партия республики (34 и 33), а также Бразильская социал-демократическая партия, собравшая диссидентов из  других правых организаций (36 и 34 депутата). В противоположной части политического спектра заметно присутствие Бразильской социалистической партии (ПСБ, 32 депутата), Демократической трабальистской партии (30), а также вышедшей из ПТ леворадикальной партии «Социализм и свобода» (10), в прошлом маоистской Компартии Бразилии (9) и Социалистической народной партии (8) [17].

Поляризация политических сил и необходимость компромисса вынудят президента отказаться от крайних лозунгов и занять более умеренные позиции. Несмотря на заявления о необходимости разрыва дипотношений с леворадикальными режимами и стремление к более тесному сотрудничеству с США и Израилем, новое бразильское правительство намерено сохранить членство в БРИКС и не разрушать сложившуюся систему международных экономических связей.

*   *   *

         На фоне «правого дрейфа» в отдельных странах левые не только сохранили, но и укрепили свои позиции. Острая борьба развернулась на  президентских выборах в  Коста-Рике (4 февраля и 1 апреля 2018 г.), одной из относительно благополучных стран региона. В первом туре лидировал крайне консервативный проповедник-евангелист Фабрисио Альварадо, представитель «Национальной реставрации» (РН), набравший 24,99% голосов. Вторым стал социал-демократ Карлос Альварадо Кесада, представитель правящей партии «Гражданское действие» (ПАК), входящей в Прогрессивный альянс, известный писатель, журналист и политолог, бывший министр труда и социальной защиты (21,63)%. Далее среди значимых кандидатов фигурировали Антонио Альварес Десанти от традиционной Партии национального освобождения (ПЛН), входящей в Социнтерн (18,63%), Родольфо Писа Рокафорт от правоцентристского «Социал-христианского единства» (ПУСК) (15,99%), Хуан Диего Кастро Фернандес от консервативной «Национальной интеграции» (ПИН) (9,54%) и Родольфо Эрнандес Гомес от Социал-христианской республиканской партии  (ПРСК) (4,94%) [28. Р.73].

         Хотя костариканцев в первую очередь волнуют безработица (17,2% респондентов), коррупция (15,36%), безопасность (8,74%, бедность и неравенство (8,65%) [62], основная дискуссия во время выборов  развернулась вокруг системы моральных и религиозных ценностей – проблемы сексуальных меньшинств, однополых браков и полового воспитания в школах. На втором плане оказались приток мигрантов, усиление полномочий законодательной власти и возобновление добычи природных ископаемых, приостановленной из-за экологических проблем. Ф. Альварадо выступил с резкой критикой резолюции Межамериканской комиссии по правам человека, требующей от Коста-Рики признания однополых браков, в время как К. Альварадо поддержал эту идею, в отличие от своего соперника,  высказавшись за светское государство, концессии нефтедобывающим компаниям и изменение налоговой системы. Многие избиратели, опасаясь усиления религиозного фанатизма, проголосовали за толерантного политика как за меньшее зло. Это позволило К. Альварадо набрать рекордное количество голосов (60,6%) [28. Р.75].

Самому молодому президенту страны, которому на момент прихода к власти исполнилось 37 лет, приходится сталкиваться с бюджетным дефицитом, внешним долгом, структурной безработицей, ростом преступности и последствиями коррупционного скандала в правящей партии. И все это при отсутствии парламентского большинства [37].

                                              *   *   *

В Венесуэле противостояние между сторонниками и противниками боливарианского «социализма ХХI века» обострилось после парламентских выборов (декабрь 2015 г.), на которых оппозиционный Круглый стол демократического единства (МУД), объединяющий более двух десятков партий и организаций, неожиданно для исполнительной власти получил квалифицированное большинство в Национальной ассамблее [25].

В результате сложилась патовая ситуация: президент налагал вето на решения Национальной ассамблеи, а парламент не поддерживал главу государства, считая предпринимаемые им меры запоздалыми, недостаточными и неэффективными. Новый виток напряженности возник после избрания Национальной конституционной ассамблеи (АНК) в июле 2017 года. Оппозиция квалифицировала это решение правительства, принятое без предусмотренного конституцией предварительного всенародного одобрения, как очередную попытку госпереворота и призвала к гражданскому неповиновению. По официальным данным, в выборах в учредительное собрание приняли участие 41,53% избирателей, в результате предложенной президентом избирательной системы и бойкота оппозиции все депутаты - сторонники боливарианского проекта [42]. Новому законодательному органу предоставлены практически неограниченные полномочия на два года, ассамблея пока не предложила проекта реформируемой конституции и фактически взяла на себя все функции парламента.

20 мая 2018 г. состоялись внеочередные президентские выборы, перенесенные с 2019 года. Большинство партий бойкотировали их, выдвинув ряд претензий к организации избирательных процедур. Как отмечается в соответствующем докладе, по требованию президента Национальная конституционная ассамблея лишила возможности участвовать в выборах популярных оппозиционных политиков от партий, бойкотировавших предыдущие избирательные кампании. Правительство активно применяло административный ресурс, установив в непосредственной близости от избирательных участков «красные пункты», где обладатели т.н. патриотического удостоверения получали по минимальным ценам продукты и товары. Кроме того, фирма Смартматик, организовавшая систему электронного голосования, обвинила Национальный избирательный совет в увеличении явки  на  миллион избирателей и покинула страну. Среди других обвинений фигурировали давление на неправительственные СМИ,  ограниченный контроль за проведением голосования, недостаточное количество независимых наблюдателей и ограниченность международных миссий [1; 45. P.7, 25, 28 - 36].

Н. Мадуро получил 67,8% голосов, его основной оппонент – кандидат «Прогрессивного авангарда» Энри Фалькон – 20,9%, выдвинутый группой избирателей пастор-евангелист Хавьер Бертуччи – 10,85% и чавист-диссидент  Рейнальдо Кихада – менее 1% голосов [26].  Как и ожидалось, итоги выборов не признали абсолютное большинство государств региона, США, ЕС и Большая семерка.

По сравнению с 2013 г. электорат Н. Мадуро снизился с 7,6 до 6,2 миллионов, а поставленная руководством Социалистической единой партии Венесуэлы (ПСУВ) задача получить на выборах 10 млн голосов оказалась невыполнимой. В результате бойкота оппозиции традиционно высокая явка избирателей в 2018 г. упала до 46%. Поддержка Н.Мадуро со стороны всего электората, а не только принявшего участие в голосовании, снизилась с 40,1% в 2013 г. до 30,1% в 2018 г. [подсчитано по: 25; 26].

Однако после президентских выборов чависты укрепили свои позиции, в то время как в рядах оппозиции усилились разногласия между сторонниками бойкота исполнительной власти и приверженцами избирательного процесса; многие известные политики покинули страну. Трения между партиями, входящими в разнородный MУД, резко обострились после региональных выборов в октябре 2017 г., когда по требованию президента губернаторы-оппозиционеры (все из Демократического действия (АД)) принесли присягу перед АНК, что квалифицировалось остальной оппозицией как оппортунизм и уступка правительству. В июле 2018 г. АД, одна из наиболее авторитетных традиционных партий, вышло из MУД, который фактически распался [20].

После неудавшегося покушения на Н. Мадуро в августе 2018 г. были значительно ослаблены «Справедливость прежде всего» (ПХ) и «Народная воля» (ВП): в рамках расследования силы правопорядка задержали депутата Хуана Рекенсеса и потребовали от колумбийского правительства экстрадиции Хулио Борхеса, бывшего председателя Национальной ассамблеи  (оба из ПХ). Ряд депутатов были лишены парламентской неприкосновенности по обвинению в причастности к заговору [43].

Правящая ПСУВ остается сплоченной, но и в ее рядах заметны разногласия. Многие видные деятели не видят необходимости реформирования конституции, принятой по инициативе и под руководством У. Чавеса, и подвергают критике существующие механизмы конституционного процесса. Политическую окраску носят и громкие коррупционные скандалы: в ноябре 2017 г. были арестованы 65 сотрудников государственной нефтяной компании «Петролеос де Венесуэла» (ПДВСА), в том числе министр нефтяной промышленности Эулохио дель Пино и руководитель ПДВСА Нельсон Мартинес [5]. Резонансными стали отставка Рафаэля Рамиреса, постоянного представителя Венесуэлы при ООН, который ранее был третьим лицом в государстве и концентрировал в своих руках все финансовые потоки, а до назначения в ООН занимал посты вице-президента и министра иностранных дел [19].

Экономическая ситуация в Венесуэле остается крайне сложной. С 2013 г. экономика сократилась на 50,61%, по информации ОПЕК, добыча нефти –единственного источника валютных поступлений – упала на 42,6% [36]. МВФ ожидает в 2018 году падение ВВП на 18% и рекордную гиперинфляцию в 1,37 млн % [34]. Сохраняется разрыв между официальным и параллельным курсами национальной денежной единицы (в декабре 2018 г. – 45 и 530,74 суверенных боливаров за доллар США) [31].  После 2016 г. Венесуэлу покинули 2,3 млн человек, что создает проблемы для соседних Колумбии, Эквадора, Перу и Бразилии [41]. Объявленный президентом «План восстановления экономики и процветания», предусматривающий деноминацию и девальвацию национальной валюты, привязку ее к криптовалюте петро, более гибкий обменный курс, регулярное повышение минимальной зарплаты и жесткий контроль над ценами на продукты и товары первой необходимости, пока не дал желаемых результатов.

Нельзя исключить усиления авторитарных тенденций и радикализации режима под предлогом «защиты завоеваний боливарианской революции», что может найти отражение в тексте реформированной конституции. В середине 2019 г. истекают объявленные полномочия Национальной конституционной ассамблеи. Если проект Основного закона получит одобрение на референдуме, гипотетически следует переизбрать все ветви власти, что приведет либо к преодолению их противостояния, либо к смене главы государства, либо к поражению правящей партии. В среднесрочной перспективе относительная стабилизация на основе существующей модели возможна только при положительных сдвигах в экономике. Многое будет зависеть и от позиции силовых структур и международного сообщества.

                                           *   *   * 

На фоне «правого дрейфа» и трудностей леворадикальных режимов особо значима победа левых в Мексике. Поворотным событием в эволюции политической системы страны стало завершение безраздельной политической гегемонии Институционно-революционной партии (ПРИ), которая правила в течение семи десятилетий и потерпела поражение на президентских выборах 2000 г. Сменившее ее 12-летнее правление партии «Национальное действие» (ПАН), сочетавшей неолиберализм в экономике и консерватизм в политике, не улучшило социальной ситуации и не снизило насилие. В 2012 г. ПРИ получила шанс на реабилитацию в глазах избирателей, но президент Энрике Пенья Ньето (2012 – 2018), формально причисляемый к центристам, на практике сохранил преемственность политики предыдущих правых правительств, и накопившиеся проблемы остались нерешенными.

Важные последствия имело переформатирование сложившейся к началу нового столетия трехпартийной системы, при которой в политическом спектре справа от ПРИ располагалась консервативная ПАН, а слева – Партия демократической революции (ПРД), объединяющая сторонников революционно-демократического и социалистического течений. (Остальные менее влиятельные партии не играли самостоятельной роли в политике и вступали в коалиции с тремя основными субъектами).

В 2011 г. на политической арене появилось Движение национального возрождения (МОРЕНА) – гражданское объединение, зарегистрированное в 2014 г. в качестве политической партии [32]. В своей декларации принципов МОРЕНА выступило с резкой критикой неолиберальной модели и высказалось за глубокие политические, социально-экономические и культурные преобразования, которые предлагалось осуществлять конституционным путем. Партия отказалась от единой идеологии и сохраняет плюрализм мнений относительно общей цели. МОРЕНА - сторонник культурного разнообразия, свободы совести и культов, равенства возможностей, добивается снижения социальной поляризации и ликвидации любых форм эксплуатации, дискриминации и угнетения. В партии могут состоять представители всех классов, включая предпринимателей, приверженцы различных течений общественной мысли, конфессий и культур, ее основная цель – создание свободного, справедливого, солидарного, демократического и братского общества [30]. Основателем МОРЕНА стал Андрес Мануэль Лопес Обрадор, опытный политик, после выхода из ПРИ возглавлявший ПРД, от которой выдвигался в качестве кандидата в президенты в 2006-м и 2012 г., и бывший председатель правительства столичного Федерального округа.

На федеральных выборах 1 июля 2018 г. А. М. Лопес Обрадор, выступавший под лозунгом «Вместе совершим историю», которого поддержали также левая Партия труда и евангелисты из консервативной «Социальной встречи» (ПЕС), добился убедительной победы, получив 53,19% голосов, в том числе 44,49% за счет собственной партии. С большим отрывом на втором месте оказался Рикардо Кортес, совместный кандидат в прошлом исторических и идеологических оппонентов ПАН и ПРД (22,28%). Представитель правящей ПРИ Хосе Антонио Мид Курибренья при поддержке Экологической зеленой партии Мексики набрал только 16,41%, а независимый политик Хайме Родригес Кальдерон – лишь 5,23% голосов. Более того, МОРЕНА, впервые участвовавшее во всеобщих выборах, завоевало 191 из 500 мест в Палате депутатов, что, благодаря поддержке союзников (61 место ПТ и 56 мест ПЕС), обеспечило ей абсолютное большинство. На долю МОРЕНА приходится 55 из 128 сенаторов, ПТ и ПЕС заняли соответственно 6 и 8 мест в верхней палате [35].

Разочаровавшиеся в традиционных партиях мексиканцы возлагают на нового президента, приступившего к обязанностям 1 декабря 2018 г., немало надежд, но ему придется столкнуться с многочисленными вызовами.  Хотя для экономики и характерна положительная динамика, ее рост неустойчив, что позволяет говорить о стагнации (темпы роста ВВП - 2,9% в 2016 г., 2,0% в 2017 и 2,2% в 2018 г.). Инфляция невысока, но нестабильна (2016 г. 2,8%, 2017 – 6% и 2018 г. 4,8%) [34]. Хотя открытая безработица низка (3,8% в 2016 и 3,4% в 2017 г.), реальная картина не столь благополучна из-за частичной занятости и широкого распространения неформального сектора. Благодаря модернизации налоговой системы, росту числа налогоплательщиков и урезанию госрасходов в 2017 г. удалось довести бюджетный дефицит до 1,3% ВВП [16. Р.10]. В то же время сокращение расходов на социальные нужды способствовало затягиванию поясов как малообеспеченных слоев, так и среднего класса. Дополнительную неуверенность создает переформатирование отношений с США после прихода к власти Трампа, особенно проблема миграции, положения мексиканской диаспоры и трансформация в конце ноября 2018 г. Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в новое соглашение ЮСМКА (по первым буквам в названии стран), менее выгодное для Мексики и для Канады.

Основной проблемой остается борьба с наркотрафиком и оргпреступностью, представленной конкурирующими наркокартелями. После превращения Мексики в основной транзитный маршрут поставки кокаина в США и сращивания мексиканской и колумбийской оргпреступности отмечен беспрецедентный рост насилия. Происходит инфильтрация криминальных группировок во власть, широкое распространение получили незаконная торговля оружием и коррупция. Немало вопросов возникает и к силовым структурам, системе правосудия и пенитенциарным органам [14. С.136-139].

Все болезненные проблемы мексиканского общества нашли отражение в правительственной программе Лопеса Обрадора [58. Р. 59-63]. Ключевые ее положения включают развитие энергетики и нефтеперерабатывающей промышленности, разработку новых месторождений углеводородов. Социальные задачи учитывают необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, которая невозможна без реформирования и улучшения системы образования, увеличение числа стипендий и пенсий. Снижение госрасходов предполагается осуществлять не за счет затягивания поясов, а в результате сокращения управленческих расходов и отказа правительства от роскоши. Для снижения уровня насилия предлагается реформировать судебную систему, расследовать нераскрытые до сих пор преступления и ликвидировать социальные корни преступности.

Неоднозначную оценку в обществе вызвала возможность переговоров с руководителями наркокартелей и амнистии для рядовых участников наркотрафика. Программа предполагает взаимодействие с другими партиями, сотрудничество с предпринимательскими кругами и профсоюзами. Осуществление намеченных планов потребует от Лопеса Обрадора немало усилий и нестандартных решений. От его успеха зависит не только будущее Мексики, но в значительной мере и судьба всех левых региона.

                                           *   *   * 

 Внутриполитические сдвиги в большинстве стран Латинской Америки имели и региональные последствия, в первую очередь, для интеграционных объединений: из-за выхода Эквадора из Боливарианского альянса для народов нашей Америки (АЛБА), обострения системного кризиса в Венесуэле и начала  протестных акций в Никарагуа деятельность этого объединения сведена к минимуму.

Неоднозначное отношение стран Латинской Америки к политическим процессам в Венесуэле привела к фактическому распаду Союза южноамериканских наций (УНАСУР), который так и не смог избрать генерального секретаря. Шесть из 12 государств приостановили свое членство, а Колумбия официально вышла из организации, эквадорская штаб-квартира которой передана университету. Распад УНАСУР негативно отразился и на деятельности Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), которое так и не смогло стать альтернативой Организации американских государств, внутренние разногласия в ОАГ также усилились из-за поляризации политических сил.

Приход к власти правых в Аргентине и Бразилии и переизбрание консерваторов в Парагвае исключили участие Венесуэлы в Южноамериканском общем рынке (МЕРКОСУР), а вступление в него Боливии лишено смысла. Отказ МЕРКОСУР от политики закрытого регионализма открывает возможности для его сближения с Тихоокеанским альянсом, в который входят (кроме Мексики) правые правительства, сторонники Тихоокеанского партнерства (теперь уже без США) и дальнейшей интеграции в глобальную экономику. 

*   *   *

В каждой стране были свои причины для «правого дрейфа» и усиления политической поляризации, но можно выделить и общие факторы, способствующие этим процессам.

После «золотого десятилетия» (2003 – 2013) Латинская Америка с определенным сдвигом по времени была охвачена мировым экономическим кризисом, крайне негативно сказалось падение цен на углеводороды и другие товары традиционного экспорта. В условиях кризиса популистская программа левых оказалась неэффективной, из-за резкого сокращения госдоходов и падения темпов роста многие правительства были вынуждены сворачивать социальные программы, замедлилась или даже пошла вспять борьба с нищетой и бедностью.

Распределительная экономика привела к чрезмерной бюрократизации и росту госаппарата, неповоротливости госсектора. На имидже левых негативно сказался системный кризис в Венесуэле. После перехода значительной части бедного населения в состав средних слоев более состоятельные и образованные граждане начали выдвигать требования, удовлетворение которых превышает имеющиеся у правительства возможности. Сказались слабость государственных институтов, чрезмерная персонализация политики и ориентация на харизматических лидеров. Широкий размах приобрели коррупционные скандалы. 

Усилению политической турбулентности способствовали и фрагментация партийно-политических структур, снижение рейтинга партий как института, несоответствие партийных и парламентских фракций. Все чаще главы государств не опираются на парламентское большинство, возникают сложности с формированием коалиционного президентства, а партийные коалиции все менее устойчивы. Теряют авторитет исторические и системообразующие партии, происходит размывание их идеологии, на первый план выходят т.н. всеохватные партии (catch all parties) и сетевые технологии. Негативная реакция консервативной части общества на отказ от традиционных устоев и чрезмерную либерализацию способствовала усилению евангелистских церквей и неопятидесятнических сект, которые в большинстве случаев занимают крайне правые позиции.

Политическая усталость электората и стремление к переменам приводят к победе неизвестных ранее деятелей, не имевших политического опыта – бизнесменов, шоуменов, артистов, проповедников.  Опасаясь смены социально-экономической модели, многие президенты (преимущественно леворадикальные, но не только) стремятся увековечить свою власть, при этом в лучшем случае принимаются конституционные поправки, а в худшем нарушаются действующие Основные законы, не проводятся предусмотренные законом референдумы либо игнорируются их итоги.

Тем нее менее, правый реванш не окончателен: после оздоровления экономики можно будет отказаться от затягивания поясов и взяться за решение социальных проблем, к которому более склонны левые. Как показывает внутриполитическая и региональная поляризация, у них есть шанс провести работу над ошибками и вернуться к власти во время  следующего электорального цикла.

 

Литература

  1. Дабагян Э. С. Николас Мадуро остается на вершине власти // Латинская Америка. 2018. №8.
  2. Дьякова Л. В. Чили: ревизия старых компромиссов //Латинская Америка. 2018. №2.
  3. Ивановский З. В. Латинская Америка: электоральное законодательство и властные структуры. М.: ИЛА РАН, 2014.
  4. Ивановский З. В. Латинская Америка на перепутье. Изменения в расстановке политических сил // Свободная Мысль. 2018. №1.
  5. Ивановский З. В. Парадоксы «социализма XXI века» в Венесуэле и неопределенное будущее латиноамериканских левых. –http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/paradoksy-sotsializma-xxi-veka-v-venesuele-i-neopredelennoe-budushchee-latinoamerikanskikh-levykh/#9 (дата обращения: 30.09.2018).
  6. Ивановский З. В. Политические сдвиги в Латинской Америке: региональные и глобальные последствия «правого поворота» //Латинская Америка. 2018. №5.
  7. Ивановский З. В. Чили: новая политическая панорама и корректировка модели развития//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. №1. Ч.5.
  8. Кудеярова Н. Ю. Парагвайский транзит: мобильность, историческая память и политические метаморфозы // Латинская Америка. 2018. №10.
  9. Латинская Америка: избирательные процессы и политическая панорама /Отв. ред. З. В. Ивановский. М.: ИЛА РАН, 2015.
  10. Окунева Л. С. Президентские выборы 2018 г. в Бразилии: буря и натиск // Латинская Америка. 2018. №12.
  11. Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности /Отв. ред. З. В. Ивановский. М.: ИЛА РАН, 2017.
  12. Пятаков А. Н. Переизбрание президента: параллели, парадоксы, перспективы //Латинская Америка. 2018. №8.
  13. Пятаков А. Н. Победа Ленина Mорено в Эквадоре //Латинская Америка. 2017. №6.
  14. Современная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна / Отв. ред. Б. Ф. Мартынов. М.: Весьмир, 2017.
  15. Así quedó conformado el Сongreso de Chile. –  http://www.24horas.cl/politica/elecciones2017/asi-quedo-conformado-el-congreso-2018-2567709 (датаобращения: 20.12.2018).
  16. Borovkov A. N. México ante la opción electoral //Iberoamérica. 2018. №1.
  17. Caesar G. Saiba como eram e como ficaram as bancadas na Câmara dos Deputados, partido a partido – https://g1.globo.com/politica/eleicoes/2018/eleicao-em-numeros/noticia/2018/10/08/pt-perde-deputados-mas-ainda-tem-maior-bancada-da-camara-psl-de-bolsonaro-ganha-52-representantes.ghtml (датаобращения: 08.12.2018).
  18. Caesar G. Saiba como eram e como ficaram as bancadas no Senado, partido a partido – https://g1.globo.com/politica/eleicoes/2018/eleicao-em-numeros/noticia/2018/10/08/mdb-rede-e-pp-elegem-o-maior-numero-de-senadores.ghtml(датаобращения 08.12.2018).
  19. Cambero F.Venezuela to start criminal probe into ex-oil czar Ramirez. – https://www.reuters.com/article/us-venezuela-oil/venezuela-to-start-criminal-probe-into-ex-oil-czar-ramirez-idUSKBN1E62DB (дата обращения: 30.09.2018).
  20. Castro M. El Partido Acción Democrática se retira de la coalición opositora de Venezuela //El País. 2018. 07.07.
  21. Colombia. Resultados Elecciones Presidenciales 2018. – https://www.colombia.com/elecciones/2018/resultados/presidente.aspx?/(дата обращения: 20.11.2018).
  22. Colombia Humana hacia una era de paz. Programa de Gobierno 2018 – 2022. Bogotá, 2018.
  23. Congreso 2017. Elecciones parlamentarias. – http://www.24horas.cl/politica/elecciones2017/asi-quedo-conformado-el-congreso-2018-2567709 (дата обращения: 09.12.2018)
  24. Conheça o plano de governo do candidato Jair Bolsonaro – https://pleno.news/brasil/eleicoes-2018/conheca-o-plano-de-governo-do-candidato-jair-bolsonaro.html (дата обращения: 10.12.2018).
  25. Consejo Nacional Electoral – www.cne.gob.ve/web/estadisticas/ index_resultados_elecciones.php (дата обращения: 27.06.2018).
  26. Consejo Nacional Electoral. Secretaría General. Dirección de Estadísticas Electorales.  –  www.cne.gob.ve/web/documentos/estadisticas/e002.pdf (датаобращения:  02.10.2018).
  27. Construyendo País. Propuestas para el futuro de Colombia. Bogotá, 2018.
  28. Costa Rica. Tribunal Supremo de Elecciones. Elecciones generales en cifras 1953 – 2018. San José, 2018. P. 73, - 2 ronda P75. 2.
  29. DANE. Estadísticas por tema. – https://www.dane.gov.co/index.php/estadisticas-por-tema/mercado-laboral/empleo-y-desempleo (дата обращения: 20.11.2018).
  30.  Declaración de principios de MORENA. – https://morena.si/documentos-basicos (дата обращения: 10.12.2018).
  31. DolarToday. – www.dolartoday.com/indicadores (дата обращения: 10.12.2018).
  32. Espinoza Toledo R., Navarrete Vela J.P. MORENA en la reconfiguración del sistema de partidos en México //Estudios Políticos. México. 2016. №37.
  33. Frente Amplio. El futuro es nuestro. – http://www.frente-amplio.cl/ (дата обращения: 20.12.2017). 
  34. International Monetary Fund. Country Data.  – https://www.imf.org/en/Countries/ (дата обращения: 20.11.2018).
  35. Instituto Nacional Electoral. Estadísticas electorales. Elecciones 2018. – https://www.ine.mx/voto-y-elecciones/elecciones-2018/ (дата обращения: 30.11.2018).
  36. La economía venezolana cae un 50% desde que Maduro es presidente. –https://www.abc.es/internacional/abci-economia-venezolana-50-por-ciento-desde-maduro-presidente-201809130359_noticia.html(дата обращения:13.09.2018).
  37. La Nación. Asamblea Legislativa. Data. https://www.nacion.com/gnfactory/investigacion/2018/elecciones_presidenciales/diputados/los57.html (дата обращения: 30.11.2018).
  38. Las 10 exigencias de los estudiantes al Gobierno // Semana. 2018.16.10.
  39.  Los incumplimientos del acuerdo de paz, según Iván Márquez y otros exjefes guerrilleros // El Espectador. 2018.20.11.
  40. Manetto F. Gustavo Petro y el ‘efecto Venezuela’ en Colombia// El País/ 2018.16.11.
  41. Marcos A., Lafuente J.  La migración venezolana desborda a los Gobiernos de América Latina // El País. 2018.27.08.
  42. Meza A., Manetto F. Maduro consuma un autogolpe en Venezuela en la jornada electoral más violenta // El País. 2017.31.07.
  43. Moleiro A. El atentado contra Maduro ahonda la persecusión política en Venezuela // El País. 2018.09.08.
  44. Molina F. La oposición a Evo Morales se fragmenta a menos de un año de las elecciones bolivianas // El País. Madrid. 2018. 30.11.
  45. Observatorio Electoral Venezolano. Las elecciones del próximo 20 de mayo no son libres ni transparentes. Informe de irregularidades 2018. Caracas, 2018.
  46. Pacto DC, IC y MAS inscribe sus candidatos al Congreso. –  http://www.24horas.cl/politica/elecciones2017/pacto-dc-ic-y-mas-inscribe-sus-candidatos-al-congreso-2482647 (датаобращения: 20.12.2017).
  47. Pereira C. P. Análise: Autoritarismo e falta de clareza têm peso //O Globo. 2018. 23.10 – 26.10.
  48. Plan de Nación Completo 2018–2024. México, 2017.
  49. Polarización del país, reflejada en resultados del escrutinio. – www.eltiempo.com/politica/proceso-de-paz/resultados-plebiscito-2016-16716588 (дата обращения: 30.10.2016).
  50. Principais pontos de Programa de governo de Fernando Haddad//O Globo. 2018. 11.10.
  51. Programa de Gobierno 2018 – 2022. Alejandro Guillier Alvarez. Santiago de Chile, 2017.
  52. Programa de Gobierno 2018 – 2022. Construimos tiempos mejores para Chile. Sebastián Piñera Echenique. Santiago de Chile, 2017.
    1. Propuestas de principales candidatos presidenciales en Paraguay. – https://www.telesurtv.net/news/candidatos-presidencia-paraguay-propuestas-planes-gobiernos-20180418.09 (датаобращения 10.12.2018).
  53. Ramalho R., Matoso F. Em decisão unânime, tribunal condena Lula em segunda instância e aumenta pena de 9 para 12 anos. - https://g1.globo.com/politica/noticia/julgamento-recurso-de-lula-no-trf-4-decisao-desembargadores-da-8-turma.ghtml (датаобращения 30.01.2018).
  54. Registraduría Nacional del Estado Civil. Histórico de Resultados. –  https://elecciones.registraduria.gov.co:81/elec20180311/resultados/99CA/BXXXX/DCA99999.htm (дата обращения: 20.03.2018).
  55. Renovación Nacional. Principios. – http://www.rn.cl/principios/ (датаобращения: 20.12.2017).
  56. Resultado da apuração das Eleições 2018 para Presidente. Brasil. – https://g1.globo.com/politica/eleicoes/2018/apuracao/presidente.ghtml
  57. Servicio Electoral de Chile. Elecciones 2017. – http://www.servel.cl/elecciones-2017 (дата обращения 20.12.2017).
  58. Tribunal Supremo de Justicia Electoral. Elecciones 2018. Resultados definitivos. – https://tsje.gov.py/elecciones-generales-2018.html (Дата обращения: 01.12.2018.
  59. Tribunal Supremo Electoral. Escrutinio Final 2018. Resultados de Аsamblea Legislativa. – https://www.tse.gob.sv/2018/escrutinio-final/asamblea/index.html (дата обращения 01.12.2018).
  60. Unión Demócrata Independiente. Doctrina y principios. – www.udi.cl (дата обращения 20.12.2017).
  61. Universidad de Costa Rica. Informe de Resultados de la Encuesta de opinión sociopolítica realizada en octubre de 2017. San José, 2017.
комментарии - 4
Антон 28 июня 2019 г. 17:09:24

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.

Евгений 5 августа 2019 г. 14:49:49

Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Евгений.

imejnpDah 24 июня 2020 г. 0:24:53

<a href="https://amlodipinefast.com/">side effects of amlodipine</a>
[url=https://amlodipinefast.com/ ]amlodipine [/url]
https://amlodipinefast.com/ - norvasc medication
<a href="https://fastatorvastatin.com/">atorvastatin 10 mg</a>
[url=https://fastatorvastatin.com/ ]atorvastatin 40 mg [/url]
https://fastatorvastatin.com - atorvastatin 20 mg
<a href="https://duloxetinepill.com/">duloxetine hcl</a>
[url=https://duloxetinepill.com/ ]duloxetine dr [/url]
https://duloxetinepill.com - side effects for duloxetine

qtxvwcat 24 июля 2020 г. 19:03:33

Unlike the myths surrounding Viagra, it will not give you an instant erection, and it will not work unless you are sexually aroused, Lloyds pharmacist Francesca Brenca explained.We know the struggle, which is why we re uniquely qualified to help. <a href="https://doctormedweb.com/">viagra cheap</a> For some guys, 25 mg of Viagra is all they need to have a great experience.Viagra's mechanism of action is a simple drug that increases blood flow to the penis.I stopped shaving my legs 7 or 8 years ago.How to relieve Viagra side effects. <a href="https://wowcialisnow.com/">cialis buy online</a> Now, we know that people aged 70 and beyond are reporting having active, fulfilling sex lives.Or you may be wondering if there s a drug similar to Viagra that can help women with sexual dysfunction.BPH is inflammation of the prostate gland, and most men have the condition by age 50. [url=https://cialismans.com/ ]purchase cialis[/url] 30-60 minutes before sex 30 minutes before sex 60 minutes before sex 15 minutes before sex for 100 mg and 200 mg ; 30 minutes before sex for 50 mg How long does it work.The Working Group follow-up of 5.It's a female sexual enhancement aid. <a href="https://webmedicxxx.com/">viagra 100mg</a> Atanasyan 10-11 class.AS of April 2018, erectile dysfunction medication Viagra is available to buy over the counter without the need for a prescription. <a href="https://cialismans.com/">buy cialis generic</a> Alternative to 2016, such products as The Female Drop Pathogen Gold Fly, Silver Fox, Span may be recommended.How long until Viagra takes effect.The chewable tablets, which dissolve quicker than pills, can be taken on a full stomach and the firm claims it acts up to twice as fast for many men.The essence of its action is to activate the flow of blood into the area of the female genitalia, due to which their sensitivity increases. [url=https://superpillsx.com/ ]how long does tramadol stay in your system[/url] If you don t resolve what s draining the pool, you may never top it off with water, let alone keep it topped off.Under the Viagra brand.00 View Premature Ejaculation Treatments. [url=https://xtadalafilx.com/ ]tadalafil 5mg[/url] Pregnancy is also not prevented when taking the drug.I Hate Myself Feat Itsoktocry.A user comment will be deleted if it. https://cialismans.com/ - cialis 20 mg

Мой комментарий
captcha