Подписка на Общую и Специальную теорию глобализации - двухтомник М.Г.Делягина "Конец эпохи: осторожно, двери открываются!"    0   673  | Официальные извинения    2   5487  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    90   11882 

Социальные технологии и исторический процесс

Человеческая деятельность характеризует субстанцию социальной формы движения материи. Именно она, и только она, является детерминантой всей жизни общества во всех ее бесконечно разнообразных проявлениях. Эта деятельность определяет активное отношение человеческого рода к миру — природному и социальному. Максимум своей активности деятельность достигает в практике, сущность которой есть конкретно-исторический процесс взаимодействия субъекта и объекта. В качестве субъектов выступают как отдельные личности, так и различные их сообщества — классы, этносы, нации, страны, государства, цивилизации и т. п.

Объектами практической деятельности является широкий круг феноменов природы и самого общества. Первые составляют преимущественно объекты материального производства, вторые — институты надстройки и культуры. Это значит, что социальные субъекты преобразуют не только материально-вещную среду своего бытия, но и весь универсум межчеловеческих отношений, организуя его через создание системы учреждений, норм общения и других установлений в материальной и духовной сферах жизни. Последние выполняют функции по регулированию и управлению внутрисоциальных процессов, что делает общество целостным образованием.

Означенные функции социальных институтов реализуемы лишь в том случае, если они обладают рядом общезначимых социальных атрибутов. Среди них такие, как искусствен-ность, необходимая эффективность, устойчивая воспроизводимость, комплексность, универсальность, целесообразность, адекватность условиям и времени своего действия и др. Все эти характеристики присущи и отвечают самой сущности такого понятия, как «технология». Оно наиболее полно выражает творческую, активную сторону деятельности социальных субъектов.

В научной литературе существует несколько трактовок термина «технология», что отражает ее многогранность как социального явления.

Прежде всего, технологию нередко отождествляют с техникой (В. И. Белозерцев, А. А. Зворыкин, И. А. Май-зель, С. В. Шухардин и др.). По нашему мнению, зависимость технологии от техники имеет вполне реальное основание. Последняя представляет собой важнейший компонент деятельности человека. Она — результат опредмечивания трудовых функций социального субъекта. Более того, она определяет общий характер деятельности, выбор и применение других необходимых факторов процесса труда: его организацию, материальные и людские ресурсы, временные ритмы, тип управления трудовыми процессами и т. д.

В конечном счете все это обусловливает образ жизни человека вне сферы трудового коллектива и в целом его отношение к миру. Однако при всей важности техники в жизни человека и общества она составляет лишь один из компонентов деятельности субъекта и не исчерпывает всего содержания понятия «технология». В любой технологии наиболее творчески активным элементом деятельности является человек.

Другое понимание технологии связано с описанием совокупности и последовательности трудовых операций, необходимых для получения желаемого конечного продукта. Ход осуществления производственных операций в этом случае предполагает наличие «технологической карты», требующей точного соблюдения всех параметров и условий технологического процесса. Среди таких условий наряду с требованиями к типу обору-дования, квалификации работников, их функциональному распределению в трудовом процессе имеются также и показатели исходного материала и конечного продукта.

Еще в ХК веке в работе испанского мыслителя А. Эспиносы «Возникновение технологии» была сделана попытка разработать целостное учение о различных видах искусств и техник. По замыслу ученого, технология как специальная дисциплина должна изучать основные законы практической деятельности, являться «общей праксиологией». После Эспиносы утвердилось наиболее общее понимание технологии как теории, вскрывающей рацио-нально обоснованные средства, способы, правила и условия деятельности, приводящей к стабильному результату в той или иной области человеческой практики. Здесь достигается полное совпадение целеполагания и результатов. Такой подход к технологии характерен для инженерной деятельности и присущ узким специалистам. Однако этот тип технологии не является предметом социально-философского анализа.

Существует также традиция обозначать термином «технология» (но не «технологические знания») знания работника, необходимые в производственной деятельности. В данном случае подчеркивается активная роль человека в технологическом процессе. Человек как работник достигает эффективности технологической деятельности лишь тогда, когда в едином комплексе сочетает в себе вещные и личные (знания, навыки, квалификацию, мотивацию) компоненты труда.

Следует отметить, что технология как система знаний стала формироваться в Новое время, когда в условиях нарастающей индустриализации общества требовалось создание и эксплуатация машин и технических систем. Их разработка и применение в промышлен-ности требовали развития инженерно-конструкторской, а далее — проектной деятельности специалистов, что в свою очередь невозможно было без развития экспериментальной и теоретической науки, дающих истинное знание о законах природы.


Поэтому часто техника и технологии, особенно в прошлом, основывались не на научном знании, а на повседневном опыте, навыках и мастерстве работника и являлись рецепторными (исторически данный смысл технологии восходит к первоначальному значению греческого слова «TEXVT|>> — искусство, умение, мастерство). Технологии прошлого, хотя и использовали действие природных процессов, однако складывались из эмпирического опыта, часто в результате проб и ошибок, и носили локальный характер. Типическое в них определялось региональными условиями труда и быта, несло на себе черты образа жизни людей, в том числе особенностей их менталитета и культуры в целом.Однако необходимо различать знания научные и технологические. Первые ориентированы на постижение природных процессов, закладываемых в принципы функционирования техники. Науку интересует прежде всего вопрос «что есть этот объект, явление?». Технология же ориентирована преимущественно на знание для достижения конкретного практического результата. Это практическое знание, интересующееся вопросом «как получить желаемый результат?».

Россия, государство, власть, Москва, социум, социальный, общество

На основе анализа различных подходов можно дать следующее определение технологии. Технология — это система принципов, методов и средств воздействия на объект, позволяющая субъекту на основе знаний и опыта реализовать его практические цели. Любая технология имеет сложную функциональную структуру, содержащую совокупность взаимосвязанных подфункций: целеполагание, проектно-конструкторскую, планирование и организацию деятельности. Последовательное выполнение последних приводит к достижению желаемого результата.

С учетом сказанного технологичной является не только сфера материального производства, о чем речь шла выше, но и вся жизнь общества. Люди, образуя различные общности, стремились к организации своего бытия не только в производстве материальных благ, но и во всем спектре совместной жизни. В результате (часто стихийно) складывались разнообразные социально-этнические, политические, правовые, моральные, религиозные и другие институты. Их становление объективно являлось реализацией потребности обретения стабильности, устойчивости и целостности бытия общества. Здесь важно учитывать интегральный характер социальной жизни, в которой взаимодействует множество факторов материального и духовного, объективного и субъективного, сознательного и стихийного порядка (разные мыслители расходятся лишь в оценке роли тех или иных детерминант социально-исторического развития). Так возникает технология социальной жизни — социальная технология.

Сам термин «социальная технология» стал употребляться в зарубежной литературе с 1960-х годов (С. Лем, Н. Стефанов, М. Марков, Н. Виг). Несколько позже (с 1980-х годов) тот же термин стал использоваться и отечественными исследователями (А. А. Антонюк, В. Г. Афанасьев, Г. М. Андреева, И. В. Бестужев-Лада, В. Н. Иванов и др.). Его употребление отражало потребность в рациональной организации различных подсистем общества, попытку управления социальными процессами. Часто при характеристике социальной технологии как способа управления социальными процессами преобладает информационный подход. Разумеется, понимание технологии невозможно без учета информационной стороны ее создания и функционирования, предполагающего наличие непрерывной обратной связи между субъектом и объектом преобразования. Такой подход необходим, но недостаточен, так как технологические решения требуют создания также реального механизма, то есть предметного осуществления и организационных форм. Без этого технология не становится инструментом достижения поставленной цели.

Социальным технологиям присущи все атрибутивные компоненты и качества, проявляющиеся и в материально-предметных технологиях — субъекты, объекты, отношения, процессуаль-ность, средства, результаты и т. д. Они принимают специфический вид по причине принадлежности их к иной социальной онтологии. Например, в способе производства как подсистеме социальных технологий существуют устойчивые отношения между субъектами экономических интересов; объектами выступают определенные людские, материальные, финансовые и прочие ресурсы (объекты собственности). Соответственно в разные исторические эпохи главными объектами экономических отношений являлись рабы и другие подневольные (рабство), земля (феодализм), капиталы (буржуазное общество); средствами поддержания status quo выступают деньги и сила как инструменты регулирования экономических и других социальных процессов; результатом выступают воспроизводство общественного богатства и сохранение экономического порядка.

В собственно социальной сфере важнейшими элементами такой технологии являются семья и семейные традиции. В качестве определяющей функции выступают социализация личности и трансляция духовных и материальных ценностей между поколениями, что обеспечивает воспроизводство целостности и устойчивости всего общества.

С экономической сферой сопряжена политическая, которая столь же технологична. Активными ее субъектами являются классы, отдельные политические лидеры («великие личности»), партии, общественно-политические объединения и т. д. Их деятельность имеет своим объектом власть, политическое влияние в обществе, а средством достижения целей служат право, различные средства и формы политической борьбы — легитимной или нелегитимной. Ядром политической системы в обществе является государство.

Примерно то же самое можно сказать и о культуре как системе духовных ценностей. Объектом воздействия в ней является сознание людей, а средствами его формирования — идеологии, распространяемые через воспитание, образование, информацию. Они так же предполагают выработку соответствующих технологий.

Исходя из понимания технологии, социальную технологию можно определить как совокупность способов и средств (материальных и идеальных) деятельности, применяемых социальным субъектом для преобразования общества в соответствии со своими целями и волей, детерминируемых его потребностями и интересами. Если конкретизировать это определение, то необходимо отметить, что социальные технологии не ограничиваются функцией управления и стабилизации общества. Их роль шире. В зависимости от интересов различных субъектов эти технологии могут разрабатываться и использоваться в различных целях: одни могут быть направлены на стабилизацию общества, другие — на его разрушение. Это особенно характерно для переходных периодов общества от одной формации к другой, от одних цивилизационных характеристик к другим. С их установлением социальные технологии «работают» на их воспроизводство, выступают в качестве механизма самоорганизации общества.

В своей целостности весь комплекс социальных технологий образует цивилизационную и формационную определенность общества. Однако целостность и устойчивость общества не может быть абсолютной. Каждое отдельное общество находится во взаимодействии с внешней исторической средой (природной и социальной), получая из нее импульсы к собственному изменению — вызовы, как писал А. Дж. Тойнби. Поэтому система социальных технологий должна иметь внутренний ресурс к развитию. Являясь эффективным способом саморегуляции общества, технологии выполняют данную функцию лишь какое-то ограниченное время. В ситуации же внешнего или внутреннего «вызова» они видоизменяются, не утрачивая основного принципа самоорганизации общества.

Особый интерес представляет вопрос о переходе общества от одной формационно-цивилизационной целостности к другой. В какой-то мере его проясняет обращение к инновационной роли факторов культуры — революционных идей, закладывающих основы новой социальности. Любая технология всегда содержит элемент целеполагания ее создателей. По своему общесоциологическому значению и результату данный комплекс социальных технологий выполняет роль мегасоциальной технологии. В ней в результате многовекового естественного отбора заключен опыт жизнеустройства многих поколений людей.

Сказанное показывает, что социальные технологии включают в себя рациональные компоненты (например, элемент целеполагания ее творцов). Это особенно характерно для создания техники как важнейшего материально-предметного компонента технологии. Но даже в этом случае действует принцип неопределенности — неполное совпадение рационального целеполагания и полученного результата, хотя бы с точки зрения ожидаемых последствий применения технологий. Еще неизмеримо в большей степени это относится к социальным технологиям в силу их сложности и масштабности.

В основе каждой культуры исторически значимого типа лежит фундаментальная идея, реализация которой со временем перестраивает весь социальный миропорядок через выработку обществом системы социальных технологий во всех сферах жизни. П. А. Сорокин называл подобную идею «принципом культуры», «сверхсистемой». Исторический опыт свидетельствует, что очень часто провозглашаемая ее творцами идея в процессе осуществления расходится с действительностью — хотя определенным образом и изменяет социальную реальность (классическим примером тому являются идеи европейских просветителей ХУП—ХУШ веков, заявлявших о наступлении общества «разума, свободы, равенства и братства» после крушения феодализма).

Сказанное свидетельствует о том, что социальные технологии наряду с рациональными компонентами органично включают и эмоционально-волевые. Последние находят свое воплощение в системе духовных ценностей, образующих ядро культуры социума. Реализация новой идеи-принципа создает и другую систему социальных технологий, охватывающих все стороны бытия человека. Вновь возникшая система таких технологий (ценностей) и образует цивилизацию, которая характеризует исторически иной способ жизни подавляющей части членов общества. Автор определяет способ жизни как единство, с одной стороны, жизненных сил народа, с другой — системы социальных технологий, выработанных этим народом в процессе своего генезиса и развития.

Способ жизни проявляется в повседневности как образ жизни людей, в процессе которого формируется определенный тип личности. Но сущность не во всем совпадает с массивом своих проявлений. Последний эмпирически богаче. Это значит, что при одном и том же способе жизни существует несколько образов жизни, определяемых и детерминируемых конкретными условиями жизни разных групп населения. Среди таких условий — их имущественный статус, профессия, субкультурные ценности, в том числе этнические, и т. д.

Кроме того, на уровне повседневности на поведение людей влияют индивидуальные особенности их жизнедеятельности: микросреда, быт, семья, воспитание, образование, характер, уникальность суммы жизненных ситуаций, настроение и т. п. (событийный уровень). Именно поэтому, живя в условиях общего формационно-цивилизационного способа жизни, каждый по-своему осознает социальную действительность, совершая поступки преимущественно вполне сознательно. При этом социальные технологии, в том числе духовные ценности, являются для него объективными, усваиваемыми в процессе социализации. Вместе с тем для наиболее творческих личностей повседневность служит необходимой средой для выдвижения новых идей (теорий) преобразования наличного социального бытия.

Таким образом, методологическая роль категории «социальная технология» заключается в том, что она позволяет оценить степень развития, зрелости общества в целом и отдельных его подсистем.

Следует подчеркнуть, что формирование как новой цивилизации, так и новой формации определяется своеобразным эффектом исторической бифуркации развития общества. Такой акт исторического творчества совершают народы, обладающие достаточными жизненными силами, создающие и воспроизводящие свою, ранее не известную истории систему социальных технологий — новый способ жизни. Такое понимание социальной технологии является, по существу, социокультурным (в отличие от технократического), так как наряду с производственно-техническим аспектом учитывает роль культуры. При этом духовные ценности рассматриваются под технологическим углом зрения.

Духовные ценности по мере исторического формирования начинают выполнять роль целесмыслового обоснования (легитимации) функционирования формационных структур, в том числе и институтов собственности. При этом последние приобретают статус ценности культуры, ибо собственность по сути своей является отношением между социальными субъектами по поводу различных вещей. Сами же социальные субъекты всегда выступают носителями не только политико-экономических интересов, но и духовных качеств. Следовательно, по типу собственности можно судить и о цивилизационной составляющей жизни общества.

Такой вывод правомерен, так как определенный способ производства есть функция не только развития производительных сил, но и всего общества в целом, то есть цивилизационных качеств социума. Эта зависимость наиболее очевидна в отношении системы способов хозяйствования, через которую проявляет себя сущность того или иного способа производства в определенный период истории отдельной страны. С позиций формационной теории цивилизацию можно рассматривать как среду действия формационной детерминации общества, влияющей на темпы, масштабы и сроки его формационных трансформаций.

Цивилизацию образующая функция формации очевидна. Ее отличительная особенность в том, что она обладает непосредственностью, то есть зависимость формирования ценностей духовной культуры от экономической и политической подсистем общества достаточно интенсивна и эффективна. Но цивилизационные качества социума складываются не только под воздействием формационных факторов. На них влияют и другие условия бытия общества — например природно-климатические, этнодемографические, ментально-психологические и др. Эта зависимость обеспечивает цивилизации ее значительную устойчивость и преемственность. Поэтому со сменой формации некоторые цивилизационные черты общества сохраняются и переходят на следующую стадию формационного развития.

Намеченное нами понимание категории «социальные технологии» имеет и практическое значение. Формационное развитие конкретного общества происходит для него менее разрушительно, если формационные трансформации не слишком расходятся с его цивилизационной спецификой. Это обстоятельство необходимо учитывать политикам и экономистам, инициирующим масштабные преобразования в обществе. От этого зависят выбор средств, темпы и конечные результаты революционных изменений и реформ. Следовательно, цивилизация выступает в роли среды преобразований формационного характера.

Обратимся к недавнему прошлому — к опыту «строительства социализма» в нашей стране. Идеи социализма имеют длительную историю, они не являются «выдумкой» социал-демократов и большевиков. Некоторые из них высказывались еще Платоном. Тогда социализм как общество, основанное на принципах равенства и справедливости, носил характер социальной утопии. Лишь парижские коммунары и позже революционеры начала XX века попытались впервые в истории человечества претворить социалистические идеи в жизнь.

Без создания целостной системы социальных технологий в экономике, политике и культуре они действительно оставались утопичными. Но практика со всей наглядностью показала, что это дело чрезвычайно трудное, связанное со многими ошибками и человеческими потерями. Не случайно К. Маркс, анализируя опыт Парижской коммуны, называл ее участников «штурмующими небо». Действительно, некоторыми обывателями коммунизм воспринимался как рай не на небесах, а на грешной земле.

Опыт строительства социализма насчитывает несколько десятилетий — ничтожный срок по сравнению с многовековой историей капитализма и буржуазного общества, сопровож-давшейся многочисленными трагическими событиями и утратой человеческой духовности. Несмотря на временное поражение идей социализма в их государственном воплощении, человечество не выработало более гуманных принципов организации социальной жизни. Как ни парадоксально, но они прокладывают себе путь в странах, относимых к капита-листическим (идеи социально ориентированного государства). И в этом неоспоримая заслуга в том числе стран «реального социализма», показавшего возможный альтернативный путь социального развития.

Сама же судьба бывшего лидера социалистического движения — СССР, трагична. К сожалению, сейчас не счесть критических стрел в адрес основоположников социалистической теории и практики со стороны многих бывших «правоверных» адептов марксизма, а ныне с не меньшим усердием критикующих его. Подвергается критике, например, политика коллективизации страны в предвоенные годы. Однако при этом не учитывают цивилизационные особенности российской истории, важнейшей чертой которой являлся общинный характер жизнеустройства крестьянского населения страны. Политика коллективизации при всех ее перекосах позволила в кратчайшие сроки совершить индустриализацию и подготовить страну в условиях враждебного геополитического окружения к войне 1941 — 1945 годов, что сделало возможным отстоять целостность и независимость Родины. На этом фоне псевдонаучной выглядит дискуссия о том, каким путем следовало модернизировать сельское хозяйство: по прусскому или американскому варианту (при том что проблема цивилизационных особенностей страны даже не ставится).

Таким образом, с социально-философских позиций как формацию, так и цивилизацию правомерно рассматривать как системы социальных технологий разного уровня общности. В реальности они создаются социально-исторической деятельностью народов, обладающих определенными жизненными силами. Если их недостаточно, то общество, встречающееся с историческим вызовом, со временем утрачивает свою цивилизационную и формационную самостоятельность. Оно воспринимает иную систему культурных ценностей и поглощается другой формационной целостностью.

Так, СССР не смог адекватно ответить на вызовы научно-технической революции во второй половине ХХ века. Одной из причин поражения в научно-техническом соревновании с Запа-дом явилось, на наш взгляд, истощение жизненных сил народа и прежде всего его лидеров — партийной и административной геронтократии, утратившей творческую энергию и динамизм. Такое положение являлось следствием трагической судьбы пилотного стро-ительства социализма в нашей стране, подорвавшего антропологический потенциал жизненных сил народа (революции, форсирование коллективизации и индустриализации, репрессии и особенно войны).

Попытка наших ультрарадикалов методом «шоковой терапии» перенести рыночные технологии на российскую почву привела к негативным результатам. Уход государства из сферы регулирования экономических процессов вызвал разрушение хозяйственного механизма, чудовищное обогащение меньшинства и нищету абсолютного большинства граждан страны. Насаждение в культуре ценностей гедонизма и гламура ведет к падению нравственности и к бездуховности. «Фиговый листок» лозунга «соблюдение прав человека» не может прикрыть реального бесправия граждан и «цивилизованного варварства», творящихся во всех сферах жизни. Тотальное следование принципу товарно-денежной оценки эффективности социальной деятельности стимулирует атмосферу отчуждения между людьми.

Постепенное осознание социального неблагополучия, грозящего самой целостности общества, побуждает власти восстанавливать некоторые социальные технологии его саморегуляции, выработанные в советский период, и прежде всего — повышения роли государства в функционировании социального организма. Эти меры отвечают цивилизационной роли государства — такой, какой она явлена в многовековой истории России/СССР. Однако необходимы и соответствующие преобразования формационного характера, способные приблизить нашу страну к социально-технологической реализации идей социализма.

комментарии - 2638
Lucyanna 14 августа 2013 г. 5:08:47

I am totally wowed and prreeapd to take the next step now.

Pepe 15 августа 2013 г. 10:52:45

Yo, good lokion out! Gonna make it work now. http://lbauyggl.com [url=http://gpxgmkvwuc.com]gpxgmkvwuc[/url] [link=http://apodad.com]apodad[/link]

Riaz 27 августа 2013 г. 1:04:20

Times are <a href="http://dtatpdxko.com">chngaing</a> for the better if I can get this online!

Jelle 3 сентября 2013 г. 4:58:15

How could any of this be better stated? It cou'ndlt. http://fbvytjw.com [url=http://hfcfsnet.com]hfcfsnet[/url] [link=http://bedfiy.com]bedfiy[/link]

Tona 21 ноября 2013 г. 17:19:15

Thanks for being on point and on tategr!

Sara 22 ноября 2013 г. 1:30:41

I have been so <a href="http://vtfjzqkez.com">belwederid</a> in the past but now it all makes sense!

Tasya 23 ноября 2013 г. 8:21:49

Thanky Thanky for all this good inmnifatroo! http://vvqyzyzrqqs.com [url=http://rzynczox.com]rzynczox[/url] [link=http://wpbyimwmk.com]wpbyimwmk[/link]

Charly 25 ноября 2013 г. 3:36:56

That kind of thiiknng shows you're an expert http://sgqskoib.com [url=http://vqvsbw.com]vqvsbw[/url] [link=http://jslkiqjqsc.com]jslkiqjqsc[/link]

Catherine 17 сентября 2015 г. 6:28:20

I'm quite pleased with the inmiafrtoon in this one. TY!

MaryMJ 16 декабря 2016 г. 4:11:41

Hello! My name is MaryMarkova, our compane need to advertise on your website. What is your prices? Thank you. Best regards, Mary.

Stangrogs 11 января 2017 г. 4:11:06

Почти неделю искал инфу в инете, пока случайно не обнаружил вот этот сайт <a href="http://prom-electric.ru/articles/2/26/">Производство Электроники Р’ Р РѕСЃСЃРёРё </a>

Для меня информация на этом сайте оказалась Очень полезной.
Всем успехов!

WilliamBut 11 января 2017 г. 6:12:00

http://www.fergananews.com/go.php?http://72im.ru
http://gtamania.ru/go?http://alcosummit.ru
http://www.shopzilla.de/rd?t=http%3A%2F%2Faestheticstv.ru&b_id=1&key=kaufen%20viagra
http://dr1.com/adverts/adclick.php?bannerid=83&zoneid=24&source=&dest=http://agunaspb.ru
http://www.machinebuilding.net/service/mmgo.php?http://aestheticstv.ru
http://www.internet-radio.com/player/?mount=http://92.59.9.150:8000/listen.pls&title=%kw%&website=http://abt-mebel.ru
http://www.tonglou.com.cn/link.php?url=http://72im.ru
http://disponivel.com/security/publicidade/contadores.asp?u=875&url=http://5405450.ru
http://www.962touchfm.co.uk/goout.php?to=http://aestheticstv.ru
http://chirkunov.me/go.php?url=http://alcosummit.ru

<a href=http://engawa.kakaku.com/jump/?url=http://agunaspb.ru>engawa</a>
<a href=http://q.mapbar.com/link.php?url=http://aestheticstv.ru>q</a>
<a href=http://www.postmormon.org/exp_e/index.php?URL=http://72im.ru>postmormon</a>
<a href=http://elections.mytimetovote.com/external.php?q=http://alcosummit.ru>elections</a>
<a href=http://ares.mi.it/redirect.php?url=http://5405450.ru>ares</a>
<a href=http://www.kmuh.org.tw/intro/AutoLk.asp?LkID=0970410&LkTxt=http://agunaspb.ru>kmuh</a>
<a href=http://www.mydeathspace.com/byebye.aspx?go=http://allaero.ru>mydeathspace</a>
<a href=http://espertiseinteractivelearning.com/redir.asp?x_url=http://72im.ru>espertiseinteractivelearning</a>
<a href=http://www.distrijob.fr/news/redirnews.asp?redir1=http://alcosummit.ru>distrijob</a>
<a href=http://pokep.de/top/go.htm?id=98731&link=http://agunaspb.ru>pokep</a>

Williamloamy 12 января 2017 г. 0:42:51

http://muz.eu/top/go.htm?id=98731&link=http://akb-delta.ru
http://www.y5zone.net/mc/redirect.aspx?url=http://alkapi.ru
http://www.frontale.co.jp/redirect.php?u=http://alkapi.ru
http://newspad.gr/news/link.php?item=c0208ac2dff1183a8ef5befad04d177c&link=http://akb-delta.ru
http://www.edizioniquasar.it/redir.php?id_newsletter=137&id_user=954&id_spy=2&url=http://alkapi.ru

<a href=http://www.fun-facts.com/link/out?url=http://alkapi.ru>fun-facts</a>
<a href=http://www.autodesk.nl/adsk/servlet/oc/redir?siteID=431528&src=OMSE&mktvar001=521523&mktvar002=521523&url=http%3A//afr-studio.ru>autodesk</a>
<a href=http://www.chayou365.com/home/link.php?url=http://afr-studio.ru>chayou365</a>
<a href=http://www.jagannath.ru/bitrix/redirect.php?event1=&event2=&event3=&goto=http://akb-delta.ru>jagannath</a>
<a href=http://www.hue.ac.jp/external.php?exurl=http://alex-holod.ru>hue</a>

MadlenTem 12 января 2017 г. 2:11:24

buy resume paper https://essayoneday.com/?cid=2190

Zacharyalarm 12 января 2017 г. 21:54:41

Blog about using software package Xrumer, Hrefer, SocPlugin, BlogsPlugin. Base and modifications to Xrumer. Ways to earn mone. [url=http://xrumerarticles.blogspot.com/2013/05/jcow.html]Xrumer Articles[/url]

Daiterjamb 13 января 2017 г. 16:22:30

Мы открыли новый суперсовременный сайт для поиска партнеров на 1 ночь, никаких смс и прочей нечисти, зайди и найди себе вторую половинку на сегодняшнюю ночь!
Парни и девушки с любого города на планете уже в нашей базе!
http://goo.gl/ABUPos

Gromova 13 января 2017 г. 16:47:20

Натуральные природные продукты из растений сибирского региона.
Основу препаратов составляют лечебные экстракты растений.
* Имеется широкий выбор средств по уходу
за телом и лицом на основе трав
из серии «Сибирская коллекция бальзамов»;
* Линия возрастной косметики;
* Серия детской косметики (без консервантов);
* Продукты для укрепления и оздоровления
всего организма.
https://goo.gl/DYQpaF

TyroneGlync 13 января 2017 г. 20:52:23

origami flowers instructions twitter.com/origamilesson origami flower instructions printable

RobbieBut 13 января 2017 г. 23:08:22

Welcome to our cozy website - http://bit.ly/2i0IwCm the home of the best horny movies and videos! We're kindly interested to you, because you're going to get some free and incredible sexual pleasure with us. Take a very good look and choose your perfect videos to satisfy your carnal instinct. For more demanding and sophisticated audience, We're glad to present to you a lot of different genres of porn in HD quality. Your idea about how to obtain sexual pleasure will change forever.
Take a look at the luxury females and tough guys. Thousands of exciting and affordable videos can contemplate without limitation. Absolutely free porn for hours will involve you in a cycle of hot sex. You will surely enjoy hd video with long thick male cocks and lustful women pussies. Dig this, those sex scenes surely will get you excited about it. Some members of the roller girls suck and take deep in their asses and the other those beauties fuck themselves with sex-toys and other adult involved in pranks. While viewing the videos from our site <a href=http://sex-labs.com/teens/>Sport sex-labs.com Amateur</a> , you can be sure to find something that you enjoy and take incredible pleasure. Make yourself comfortable and enjoy the ride, high definition quality, which mainly takes the models ready to show everyone what they do best. We take care even of those who do not have enough quality and are available for registered users favorite videos in HD resolution even more. Our website is regularly updated its categories and gathers the best porn you watch and guarantee you won't regret having time in vain.

[url=http://sex-labs.com/]......[/url]

andrejpopovtek 14 января 2017 г. 23:29:54

YONG GANG для улучшения потенции. Представляем Вашему вниманию препарат для улучшения сексуального желания YONG GANG http://kshop2.biz/VhqDi6/ Позволяют усилить оргазм Натуральный продукт. Самые привлекательные цены в России Закажи http://kshop2.biz/VhqDi6

таблетки для потенции с алкоголем
потенция у мужчин в 50 лет

[url=http://kshop2.biz/VhqDi6]лечение простатита повышение потенции[/url]
[url=http://kshop2.biz/VhqDi6]домашние средства для повышения потенции[/url]

[url=http://radikal.ru][img]http://s45.radikal.ru/i110/1701/b0/a05c4655a9ed.jpg[/img][/url]


Luxe
Вагинальные шарики

[url=http://lezoff.ru/c464/mini.html]товары для секса[/url]
[url=http://lezoff.ru/o22610/vibrator_s_miostimulyaciei_mystim_tickling_truman_chernii.html]секс шоп[/url]
[url=http://lezoff.ru/c44/vibratori.html?page=12]секс шоп[/url]

Самый лучший интернет магазин Интимных Товаров http://lezoff.ru Здесь представлены только качественные товары. Всё для секса http://bit.ly/1N9i1b5

[url=http://radikal.ru][img]http://s019.radikal.ru/i617/1701/3d/95a96fb9f3f1.jpg[/img][/url]


Titan gel - это совершенно новый надёжный и действительно эффективный способ увеличения полового члена.Теперь, чтобы быть в хорошей сексуальной форме, Вам не потребуются больше сомнительные препараты или дорогостоящие операции.

крем титан гель инструкция
титан гель для мужчин купить

<a href=http://kshop2.biz/1ETz8Y>как дрочить чтобы увеличить член</a>
<a href=http://kshop2.biz/1ETz8Y>как увеличить член без всяких кремов</a>
<a href=http://kshop2.biz/aDE1oK>можно увеличить толщину члена</a>
<a href=http://kshop2.biz/aDE1oK>можно ли увеличить член форум phorum</a>
<a href=http://kshop2.biz/1ETz8Y>титан гель для мужчин форум</a>

[url=http://radikal.ru][img]http://s019.radikal.ru/i644/1701/0c/81d1b0d58be8.jpg[/img][/url]


ЛовелАС Форте - капсулы для потенции. Позволяют усилить сексуальное желание Натуральный продукт. Самые дешевые цены в России Приобрети http://kshop2.biz/I4RgNq
ЛовелАС Форте - капсулы для потенции. Позволяют усилить эрекцию Натуральный продукт. Самые дешевые цены в России Закажи http://kshop2.biz/I4RgNq

[url=http://kshop2.biz/I4RgNq]ловелас форте отзывы мужчин цена[/url]

ловелас купить в минске
продукты для повышения потенции

[url=http://radikal.ru][img]http://s018.radikal.ru/i511/1701/91/9c44295ed779.jpg[/img][/url]

@-

Мой комментарий
captcha